Правила гигиены зрительного анализатора

Цель: формирование компетентности в сфере самостоятельнойкритического мышления, навыков самостоятельной работы с большими объёмами информации. Задачи: закрепить содержание понятия «анализатор» и показать особенности его строения на примере зрительного анализатора; сформировать знания учащихся о строении и функциях глаза и его частей, особенностях восприятия окружающего мира; о мерах гигиены зрения; продолжить развивать у школьников умения выделять главное, сравнивать; формировать навыки самостоятельности в обучении, умение работать с дополнительной литературой. Оборудование: презентация «Строение глаза» и «Зарядка для глаз», карточки для работы в группах, карточки на закрепление, лист самооценки учащегося, правила работы с синквеем, таблица «Зрительный анализатор», музыка «Звуки леса», волшебный мешочек мяч, яблоко, ручка ученическая и т д. Вводная часть После приветствия учитель обращает внимание школьников на доску, где висят плакаты обратной, белой стороной. Учитель: "Ребята, посмотрите на доску, она вся покрыта белыми пятнами. Это словно неиз­веданные острова в стране Анатомии — са­мой удивительной в государстве Биологии. И эти острова мы с вами сегодня будем от­крывать. Вам предстоит самима чуть позже и его цели". Игра «Волшебный мешок» в нем — яблоко, мяч, ручка, тест на равновесие, правила гигиены зрительного анализатора с музыкой «Звуки леса» К доске правила гигиены зрительного анализатора ученик, ему закрывают глаза, учитель вытаскивает предмет и просит ответить - что это такое. Имеет ли этот пред­мет запах? Какой он на ощупь? После ответов нескольких школьников учитель выясняет, как, с помо­щью чего, они смогли дать характеристи­ку этих предметов. В ходе беседы ребята называют органы зрения, обоняния, вкуса, осязания. Учитель постепенно открывает "белые острова" на доске — плакаты с на­званиями органов чувств. Учитель включает музыку и предлагает назвать правила гигиены зрительного анализатора один орган чувств, с помощью которого мы слышим эту музыку. Открыва­ется еще одно "белое пятно" с изображе­нием уха. Остается последнее неоткрытое пятно, для определения правила гигиены зрительного анализатора предлагается провести тест на равновесие: встать так, правила гигиены зрительного анализатора одна ступня касалась носком пятки другой ступни, расположенной впереди. Ступни должны быть на одной прямой — одна правила гигиены зрительного анализатора, другая сзади. Руки складыва­ются в замок, локти сближаются. Некото­рое время ученики в правила гигиены зрительного анализатора позе стоят не­подвижно, потом наблюдается покачива­ние, которое со временем становится все заметнее. Ответ — правила гигиены зрительного анализатора равновесия. Так открывается белый лист с на­званием еще одного органа чувств. Какой орган мы еще не назвали? Какой анализатор ты бы поставил на первое место, какой на последнее? Правила гигиены зрительного анализатора Платон говорил о том, что из всех органов боги прежде всего устроили светоносные глаза. Как вы думаете, почему? Определение темы и цели урока. Гюго сказал о том, что правила гигиены зрительного анализатора — зеркало души. Именно в правила гигиены зрительного анализаторасамое высо­кое чувство и самое низкое. У Максимилиана Волошина есть очень точные строки: Все видеть, все понять, все знать, все пережить, Правила гигиены зрительного анализатора формы, все цвета вобрать в себя глазами, Пройти по всей земле горящими ступнями, Все воспринять и снова воплотить. А теперь представьте себе, что всего это­го — зелени, неба, любимых и мно­гого другого — нет. Вернее, оно есть, суще­ствует, но где-то вне нас, точнее, вне наше­го зрения. Мы не можем этого увидеть или видим половину; треть, четвертушку. Вы скажете, слава Богу, это не с нами. Сегодняшняя тема поможет правила гигиены зрительного анализатора разобраться в сложном строении глаза, понять его функциональное правила гигиены зрительного анализатора и предотвратить различные заболевания органов зрения при помощи соблюдения некоторых правил гигиены. Учащимся дается опережающее задание по группам. Роль учителя — консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло. Класс разбивается на специалистов: биологи, практики, окулисты, гигиенисты, экологи, художники в каждой группе по 3 человека. Каждая группа изучает дополнительную литературу по своей теме. Биологи - внешнее и внутреннее строение правила гигиены зрительного анализатора. Практики - проводят опыты. Окулисты — гимнастика для глаз. Гигиенисты — гигиена зрения. Задание для биологов: изучить внешнее и внутреннее строение глаза. Рассмотрите рисунок на с. Где находится слезная железа? Найди наружную оболочку глаза. Во что она переходит в передней части глаза? Какая оболочка находится за склерой? Во что сосудистая оболочка переходит в передней части глаза? Что находится правила гигиены зрительного анализатора середине радужки? Какую роль выполняет зрачок? Что находится за зрачком? Какая оболочка находится на задней внутренней стенке глаза? Как называются рецепторы сетчатки? Задание для практиков: проведение опытов с учащимися. Прочитай статью на с. Каковы свойства колбочек и где они расположены? Каковы свойства палочек и где они расположены? Испытуемого са­жают на стул и просят смотреть прямо перед собой двигать головой или скашивать глаза на предмет,не разрешается. Исследователь поочередно показывает набор ручек и других предметов, окрашенных в раз­ные цвета. Предметы демонстрируются в движении и короткое время с таким расчетом, чтобы они проецировались на правила гигиены зрительного анализатора поверхность сет­чатки. Каждая демонстрация должна сопро­вождаться вопросом: какой предмет был по­казан? Какого цвета был предмет? Форма отчетности: ответы регистрируются в таблице. Правильный ответ назван предмет и его цвет Неправильный ответ назван предмет, но не определен его цвет Неправильный ответ не назван предмет, не определен его цвет 1. На основании полученных данных сделайте вывод о восприятии зрением формы и цвета предметов. Лабораторная работа « Определение слепого пятна». Цель: определить слепое пятно в сетчатке. В повседневной жизни мы не замечаем ещё одного странного свойства нашего зрения,— не видеть предметы, находящиеся сбоку глаз, хотя свет от них входит в глаз и достигает сетчатки. Следовательно, на сетчатке обоих глаз есть определённое место, на котором нет правила гигиены зрительного анализатора клеток. Оно расположено в месте входа зрительного нерва в глазное яблоко, недалеко от жёлтого пятна. Его называют слепым пятном. Диаметр его 1,8 мм. Убедиться в его существовании можно с помощью простого теста. Прикройте рукой левый глаз и поместите рисунок на расстоянии 15 см от глаз. Смотрите правым глазом на крестик и медленно приближайте и удаляйте рисунок до тех пор, пока один из трех кружков не будет виден. Чем объяснить это явление? Место выхода зрительного нерва из глазного яблока — правила гигиены зрительного анализатора пятно, на котором нет светочувствительных клеток, а следовательно, изображение, попадающее на эту часть сетчатки мы не видим. Нарисуйте в тетради по клеточкам следующий рисунок Правила гигиены зрительного анализатора глаз левой рукой, поднеси рисунок на расстояние 10 см. Глядя на крестик, медленно отодвигайте рисунок. Кружок становится … невидимым. Правила гигиены зрительного анализатора рисунок как показано. Продолжайте те же действия, что и раньше. Лабораторная работа « Выявление функции хрусталика». Оборудование: лист белой бумаги 7 на 7 см с отверстием в середине. Вокруг отверстия по периметру написаны буквы или цифры. Надпись на доске или таблице, на стене. Возьмите белый листок бумаги и расположите его так, чтобы буквы, находящиеся по периметру отверстия, были хорошо видны. Затем закройте один глаз, а вторым через отверстие в бумаге посмотрите на текст на доске или таблицу. Буквы, написанные на листе бумаги правила гигиены зрительного анализатора размытыми, теряют резкость — они находятся как бы вне фокуса. Затем переведите взгляд на буквы, написанные на бумаге — нечеткой становится надпись на доске или таблице. Какую форму принял хрусталик, когда смотрели вдаль? Какую форму принял хрусталик, когда вы смотрели на близкий предмет? Задание для гигиенистов: составление правил гигиены органов зрения. Задание: прочитайте выдержки из сочинения Федора Гильдебранда, и составьте правила ухода за глазами на каждый день. Какие еще правила гигиены зрения ты знаешь, допишите. О сохранении зрения Из "Сочинения для народа» Федора Гильдебранда, доктора медицины и химии, адъюнкт-профессора анатомии и физиологии Московской медико-хирургической академии. И так в сие время деятельность здоровых глаз весь­ма полезна; не должно однако тотчас по про­буждению спешить к трудам: ибо поспешный переход от совершенного покоя правила гигиены зрительного анализатора сильному напряжению легко может иметь очень худые последствия". Равным образом должно тщательно избегать всякой работы, вредной для глаз после разгорячения тела, ка­кого рода оно не было: поскольку в обоих слу­чаях бывает прилив правила гигиены зрительного анализатора к голове, от чего глаза делаются неспособными к скоропостиж­ному напряжению". Кто хочет сохранить остроту зрения, в зимние вечера должен выбирать для глаз та­кое дело, которое не требует вместе и душев­ных сил". Еще раз повторяю, что дей­ствие частых прогулок по лесам и просторным лугам зрению весьма полезно". Вообщечто платье, креп­ко сжимающее тело и, следовательно, препят­ствующее обращению соков, производит силь­ное притечение крови к голове и глазам. Уз­кое платье особенно вредит глазам в то время, когда человек начинает приходить в мужест­венный возраст и правила гигиены зрительного анализатора весьма пита­тельную и ароматическую пищу: ибо тогда скопление соков, а следовательно, раздраже­ние зрительного нерва увеличивается, что сии жертвы безумной моды в самой цветущей юно­сти лишаются удовольствия наслаждаться ост­ротою зрения". Задание для окулистов: гимнастика для глаз. Задание: прочитайте дополнительный материал к уроку «Физзарядка для глаз». Подготовьте и проведите с классом физкультминутку для глаз. Еще в древности активно внедрялись упраж­нения в виде разнообразных движений глаза­ми, активизирующие кровообращение в обла­сти глаз и мозга. После этих упражнений люди чувствуют себя значительно бодрее, особенно хорошо они снимают умственное утомление. Такого положительного эффекта — оп­ределенные функциональные связи между гла­зодвигательным нервом и нервными клетками сосудов мозга. Упражнения помогают укреплять окологлаз­ные мышцы, сохранять упругость кожи век, за­держивать ее старение. Неначинайте вращать глазами сначала по часовой стрелке, потом в обратную сторону. По 10 раз туда и обратно. А теперь то же самое, только с закрытыми глазами. Глаза быстро "сбросят" усталость. «Во все стороны» Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх — вниз, вправо — влево. По правила гигиены зрительного анализатора — 15 раз. Прижмите палец к переносице и посмотрите на него. Затем медленно отводите палец от себя, продолжая следить за ним глазами. Повторите это упражнение несколько раз. Зажмурьтесь посильнее, а затем широко откройте глаза, словно вы чему-то очень удивились. Повторите это еще раз. Это упражнение укрепляет мышцы век, способ­ствует улучшению кровообращения и расслаб­лению мышц глаз. Поморгай, быстро и сильно сжимая веки. Как можно больше и быстрее. Быстрое моргание в течение 10-15 сек способствует улучшению кровообращения. А теперь закройте глаза и расслабьтесь, будто собираетесь спать. Подумайте о чем-нибудь правила гигиены зрительного анализатора приятном. Эти упражнения не просто гримасничанье. Они расширяют и углубляют циркуляцию кро­ви, производят массаж слезных желез их вы­водных каналов, а потому необыкновенно по­лезны, особенно по утрам, после периода ноч­ного бездействия, предрасполагающего к скоп­лению густых слизистых веществ выделения, склеивающие веки, белые образования в угол­ках глаз и т. Видеотренажеры Видеотренажеры — это особый класс новых технических устройств и средств для трениров­ки основных зрительных функций человека — остроты зрения, расширения поля зрения, цве­тового чувства, глазомера и др. Упражнение с использованием таблиц Шульте. Упражнение обеспечивает выработку навы­ков расширения периферического поля зрения, что особенно важно для улучшения ори­ентировки в пространстве. Оно состоит в том, чтобы показать карандашом или отметить про себя расположение в таблице чисел по поряд­куне перемещая взгляда за пределы центральной клетки таблицы. Сред­нее время выполнения задания составляет обычно около минуты, цель же упражнения — добиться считывания таблицы за время, не превышающее 25 сек. Почему величайшим творением природы можно назвать глаза? Не случайно, что почти у всех народов правила гигиены зрительного анализатора пословицы о значимости зрения. Какие пословицы вы знаете? На­пример, русская: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Орган зрения — это …… глазВ нем три ……. Та, что белая снаружи, Назовем ………. Слой второй — в нем есть сосуды, Впереди он …………. За зрачком у нас ………… хрусталик Он меняет …………. В глубине лежит …………. Тест на тему «Строение глаза». Отведение пота со лба обеспечивают: 1 веки; 2 брови; 3 ресницы. Зрачок глаза находится в центре: 1 ; 2 роговицы; 3 хрусталика. Луч света проходит через оптическую систему глаза, которая представлена следующей последовательностью: 1 роговица — радужная оболочка — хрусталик — стекловидное тело; 2 радужная оболочка — роговица — хрусталик — стекловидное тело; 3 хрусталик — роговица — стекловидное тело — радужная оболочка. Слепое пятно — это такое место на сетчатке: 1 из которого выходит зрительный нерв; 2 в котором находятся только палочки; 3 в котором находятся только колбочки. Светочувствительные рецепторы — палочки и колбочки — находятся в: 1 белочной оболочке глаза; 2 сосудистой оболочке глаза; правила гигиены зрительного анализатора сетчатке глаза. Главным источником информации об окружающей среде у человека является: 1 зрение; 2 вкус; 3 слух. Правила гигиены зрительного анализатора группе необходимо: Изобразить на ватмане с помощью фломастеров « образ зрения»; Защитить проект; Составить синквейн. Правила написания синквейна: В первой строчке тема называется одним словом обычно существительным. Вторая строчка — это описание темы в двух словах двумя прилагательными. Третья строчка — это описание действия в правила гигиены зрительного анализатора этой темы тремя словами. Четвертая строчка — это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Последняя строчка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Пока ребята выполняют работу можно показать слайды. После окончания работы каждая группа защищает свой проект. Проявился ли интерес к предмету на данном уроке? Соответствовал ли уровень изложения материала степени Вашей готовности к уроку? Сформировалось ли у Вас понимание важности полученных на этом уроке знаний? Возникла ли на уроке атмосфера сотрудничества между Вами и другими участниками Вашей группы? Оценка за тест или правила гигиены зрительного анализатора на этапе закрепления. Участие в информационном блоке. Участие в работе группы: А изображение «образа зрения» Б защита проекта В составление синквейна А теперь заполните лист самооценки. Заключительное слово: Знаменитая Елена Келлер советовала человеку, рожденному с нормальным зрением: «Пользуйтесь глазами! Живите, каждый день так, как будто можете ослепнуть. И вы откроете чудесный мир, который никогда не видели!